Деятельность

Обучение в течение всей жизни


События :

Круглый стол в РИА Новости, посвященный проблемам развития обучения в течение всей жизни в Российской Федерации, 04 июня 2010 г.:

Видеозапись мероприятия >>>

О.Н. Олейникова, "Обучение в течение всей жизни: основные положения". Презентация (pdf) >>>

О.Н. Олейникова, "Обучение в течение всей жизни - есть ли такая концепция в России?" Текст статьи >>>

 

Об обучении в течение всей жизни

Концепция

Современный период общественного развития характеризуется переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, которое также называется обществом, основанном на знаниях, основным фактором развития которого является образование.   Общество знаний требует наличия развернутых систем образования и обучения, охватывающих все более широкие слои населения и обеспечивающих рост доли высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы и создающих благоприятные условия для непрерывного образования граждан.  При этом специфика современного развития выдвигает на первый план понятие обучение (learning – обучение, осуществляемое самим человеком), подчеркивая тем самым роль и ответственность граждан за собственное развитие. Развитие образования и обучения в обществе, основанном на знаниях,  предполагает смену самой парадигмы обучения, ставя в центр обучающуюся личность и обучение в течение всей жизни. Формальное образование перестает быть процессом трансляции знаний - акцент перемещается на умение учиться всеми и каждым и на самостоятельное освоение знаний. Уменьшается важность знания фактов, уступая место необходимости доступа к информации, овладению умением поиска и интерпретации информации и превращения ее в новое знание. Таким образом, для обеспечения успешного развития общества, основанного на знаниях, необходимо создание условий для обучения в течение всей жизни.  

Концепция обучения в течение всей жизни, которая формировалась как отражение растущего осознания важности знаний и постепенного повышения их роли и образованности населения для успешного развития общества и его граждан, является общей концептуальной рамкой для развития систем образования и обучения в настоящее время в большинстве стран мира. В Европейском Союзе задачи формирования национальных стратегий обучения в течение всей жизни является одной из главных задач Лиссабонской стратегии и политического документа «Образование и обучение 2010».

 

Исследования и проекты Центра

Центр занимается изучением вопросов становления обучения в течение всей жизни и его ключевых приоритетов, таких как:

  • обеспечение освоения всеми гражданами новых базовых умений, среди которых центральное место занимают умения, связанные с информационными технологиями, иностранными языками, технологической культурой, предпринимательством, а  также социальные, методические и  личностные умения;

  • увеличение инвестиций в развитие человеческих ресурсов;

  • развитие инноваций в преподавании и обучении;

  • совершенствование механизмов оценки как самого обучения, в том числе и неформального, так и его результатов, и разработка качественной системы аккредитации ранее полученного обучения;

  • создание постоянно действующей сети профориентационных и консультационных услуг по вопросам профессионального образования, сопровождающей профессиональную жизнь граждан;

  • приближение обучения к различным категориям потребителей).

В рамках ФЦПРО Центром был реализован проект «Анализ опыта европейских стран в реализации принципов, обозначенных документами Лиссабонской стратегии», в ходе которого разработан проект «Национальной стратегии обучения в течение всей жизни», включающей перечень основных политических задач, требующих решения, а также ключевые направления и механизмы реализации стратегии.

Поскольку обучение в течение всей жизни предполагает развитие систем обучения взрослого населения определенным вкладом Центра в формировании предпосылок для формирования парадигмы обучения в течение всей жизни является российско - ирландский проект «Обучение взрослого населения», реализованный в рамках проекта PACE (Партнерство  в рамках непрерывного образования) совместно с ирландской организацией Léargas при поддержке Европейской Комиссии.

Реализация программ обучения взрослого населения решает две задачи, имеющих равноценную важность: с одной стороны, граждане получают возможность самореализации, как профессиональной, так и личностной, что снижает социальную напряженность в обществе, а с другой стороны – местный рынок труда получает необходимых специалистов. В этой связи участники проекта продолжают реализацию программ по данным направлениям и разрабатывают программы по новым направлениям и, прежде всего, для социально незащищенных лиц и лиц с ограничениями здоровья, а также организуют распространение методического опыта разработки модульных программ, основанных на компетенциях, в своих регионах и помогают другим учебным заведениям в освоении данной методики.

 

Материалы и публикации

О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Н.М. Аксёнова. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии. – М.: РИО ТК им. Коняева, 2009 - 131с. Полный текст >>

Обучение взрослых. Опыт Ирландии и России/ Авт. составители: О.Н.Олейникова, А.А.Муравьева.  Полный текст >>

О.Н. Олейникова. Профессиональная подготовка будущего педагога в контексте обучения в течение всей жизни. Текст статьи >>

О.Н. Олейникова. Некоторые аспекты развития непрерывного профессионального образования в Российской Федерации в свете реализации международного проекта DELPHI II. Текст статьи >>

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Тел.           +7 495 972 35 90
Тел/Факс
 +7 495 915 72 54
E-mail       
observatory@cvets.ru

Новости | Об организации | Деятельность | Проекты | Мероприятия | Материалы и публикации | Услуги | ETF | EfVET | IVETA | UNECO-UNEVOC | TEMPUS | Партнеры | Полезные ссылки

Центр изучения проблем профессионального образования
© 2008