Деятельность

Модульное обучение,
основанное на компетенциях


Новые публикации

   

Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие/О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. - 256 с.:ил.

Допущено Минобрнауки в качестве учебного пособия для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Рассматриваются принципы и процедуры разработки модульных программ, основанных на компетенциях, приводятся рекомендации по их реализации. Анализируется влияние перехода в обществу, основанному на знаниях, на развитие профобразования, распространение в международной практике технологий модульного обучения, раскрывается соответствие предлагаемых технологий и ФГОС СПО и НПО третьего поколения.

По вопросам приобретения обращайтесь:

  • Отдел продаж "ИНФРА-М", тел. (495) 363 42 60, факс: (495) 363 42 60, e-mail: books@infra.ru

  • Центр комплектования библиотек, тел. (495) 695 93 15

  • Отдел "Книга-почтой", тел. (495) 363-42 60 (доб. 232, 246)

 

Модульные программы, основанные на компетенциях

 

Как известно, профессиональные стандарты являются фундаментом для формирования модульных программ, основанных на компетенциях. А именно - те требования, которые содержатся в единицах профессионального стандарта  используются в качестве результатов обучения при проектировании модулей, из которых затем формируются образовательные программы начального и среднего профессионального образования, а также программы дополнительного профессионального образования и обучения, включая обучение на рабочем месте.

Необходимо обратить внимание на формулировку «результаты обучения», которая принципиально отличает современные программы обучения от традиционных. Под результатами обучения понимаются те компетенции, (т.е. интегрированная совокупность знаний, умений, отношений и опыта), носителями которых будут лица, завершившие программу  обучения. Другими словами – это то, что они будут уметь качественно делать в сфере труда. 

 

Разработки Центра

Центр начал работать в направлении создания модульных программ, основанных на компетенциях, задолго до появления профессиональных стандартов, пытаясь сформировать базу для определения результатов обучения и  разработать наиболее оптимальный с точки зрения прозрачности и удобства использования, формат модулей и учебно-программной документации. Cледует подчеркнуть, что такая «обратная» последовательность действий, или логика, была вызвана тем, что еще 10 лет назад работодатели еще не проявляли той активности, которая стала характерна для них сейчас.

Уже в конце 90-х гг. Центр, основываясь на анализе тенденций развития профессионального образования и рынка труда в экономически развитых странах, приступил к разработке  инновационной парадигмы профессионального образования, эффективно адаптирующейся к изменениям в сфере труда, отражающей требования этой сферы и обеспечивающей формирование у обучающегося, как профессиональных, так и ключевых компетенций. Ядром инновационной парадигмы стало модульное обучение, основанное на компетенциях, под которым понимается «обучение, основанное на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии» (Глоссарий UNESCO). Ключевой принцип обучения, основанного на компетенциях  - ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Поскольку еще не существовало профессиональных стандартов, была разработана методика выявления этих требований и формирования на их базе модулей. В основу методики был положен принцип так называемого «функционального анализа».

Методика функционального анализа предполагает поэтапное описание областей профессиональной деятельности для выявления конкретных трудовых функций, которые организуются в формат функциональной карты.

Далее, для каждой выявленной функции, устанавливаются требования к знаниям и умениям. Выявление функций осуществляется на основе опроса субъектов рынка труда в рамках процедуры, получившей название «анализ потребностей в умениях» (АПУ). АПУ проводится в рамках очного анкетирования руководителей и работников предприятий.

Формирование подходов к созданию инновационной педагогики профессионального образования происходило в процессе проведения научных исследований и практико-ориентированных проектов. Одним из первых проектов в этом направлении был проект Tacis BISTRO «Профессиональное образование и обучение, основанное на компетенциях», реализованный Центром совместно со шведским Центром профессионального образования Lernia при участии автора методики функционального анализа, эксперта из Великобритании, г-на Б. Мэнсфилда. В проекте принимали участие учебные заведения НПО и СПО из Новосибирской области, Екатеринбурга и Сыктывкара.

Сформированная технология разработки модульных программ и модулей была, естественно, не совершенна и нуждалась в доработке, в частности, в разработке механизмов оценки компетенций и учебно-методического сопровождения. Эти направления деятельности были продолжены в рамках проекта DELHI II. 

 

Материалы и публикации:

Одним из наиболее значимых результатов реализации проекта DELPHI II была публикация методического пособия из 3-х частей по разработке модульных программ, основанных на компетенциях, разработанного экспертами Центра при участии учебных заведений СПО. Это пособие было рекомендовано Минобрнауки России в качестве учебного пособия для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2005. – 160 с

 

 

Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В. Анализ потребности в умениях: Методическое пособие. – М.: Альфа-М, 2005. – 80 с.

 

 

 

Муравьева А.А., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях. – М.: Альфа-М, 2005 – 96 с.

 

 

По вопросам приобретения обращайтесь в Центр

 

Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Прогнозы потребности в умениях и профессиональное образование и обучение - опыт ЕС. Текст статьи (pdf) >>

Олейникова О.Н. Анализ потребности в умениях в учебных заведениях профессионального образования проекта DELPHI II. Текст статьи (pdf) >>

Муравьева А.А. Модульные программы, основанные на компетенциях. Текст статьи >>

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

Тел.           +7 495 972 35 90
Тел/Факс
 +7 495 915 72 54
E-mail       
observatory@cvets.ru

Новости | Об организации | Деятельность | Проекты | Мероприятия | Материалы и публикации | Услуги | ETF | EfVET | IVETA | UNECO-UNEVOC | TEMPUS | Партнеры | Полезные ссылки

Центр изучения проблем профессионального образования
© 2008