Деятельность

Профессиональные стандарты


 

Что такое профессиональный стандарт?

 

Профессиональный стандарт (ПС) является ключевым механизмом саморегулирования рынка труда. Он представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках   конкретного вида (области) профессиональной деятельности:

  • требования к содержанию и качеству труда;

  • требования условиям осуществления трудовой деятельности;  

  • уровень квалификации работника;  

  • требования к профессиональному образованию и обучению необходимому для соответствия  данной квалификации. 

ПС устанавливает требования к тому, что человек должен знать и уметь делать в определенной области  трудовой деятельности. Он состоит из структурных единиц, каждая из которых относится к определенному квалификационному уровню и содержит описание:

  • необходимых знаний и умений;

  • уровня ответственности и самостоятельности;

  • уровня сложности выполняемой трудовой функции.

Методика разработки профессиональных стандартов

 

Предлагаемая Центром методика предполагает проекцию структурированного описания профессиональной/трудовой деятельности на описание требований к работникам, выполняющим эту деятельность. В этом состоит ее принципиальное отличие от других методик.

Разработка профессиональных стандартов основана на следующих принципах:

  • учет особенностей постиндустриального общества, характеризующегося возрастающей неопределенностью и ускорением темпа  технологических изменений, быстрыми изменениями требований развивающихся рынков и потребителей, а также изменениями в организации труда и в организационной культуре, что приводит к изменению требований к работникам, которые должны быть более адаптивными, ориентированными на постоянное обучение и самосовершенствование;

  • учет международных тенденций в области разработки профессиональных стандартов, ориентированных на требования к компетенциям работников;

  • измеримость требований, указанных в стандарте, и единые критерии формулировки этих требований;

  • указание в стандартах только основных трудовых функций по областям профессиональной деятельности;

  • основа профессионального стандарта - образцы лучшей практики, т.е. опыт успешных предприятий и организаций, являющихся лидерами в отрасли и ориентированных на будущее и конкурентоспособность на национальном и мировом уровне, а также требования к качественному выполнению трудовых функций.

Предлагаемая процедура разработки профессионального стандарта основывается на выявлении функций, которые должны выполняться в конкретной области профессиональной деятельности, а не на описании того, кто их выполняет. Другими словами, отправная точка формирования стандарта – анализ трудовой деятельности, в ходе которого, по результатам опроса большого массива респондентов, представляющих работников соответствующей отрасли, выявляются трудовые функции и требования к качеству их выполнения.  Данная методика, получившая название «функциональный анализ», используется практически во всех экономически развитых странах, поскольку предполагает учет как текущих требований наиболее передовых предприятий, так и требований на перспективу и международных тенденций.

 

Предназначение профессиональных стандартов

 

Кроме того, наличие разработанных профессиональных стандартов позволит сформировать принципиально новый классификатор профессий для конкретного вида экономической деятельности/области профессиональной деятельности.

В процессе разработки профессиональных стандартов у работников и работодателей происходит обновление и уточнение содержания трудовой деятельности.

Поскольку профессиональный стандарт является тем профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители отрасли, он может быть использован в качестве основы для создания  корпоративных  стандартов/стандартов предприятия и должностных обязанностей. При этом возможно расширение или уточнение функций работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников на предприятии/в компании. Таким образом,  профессиональный стандарт помогает при подборе, расстановке и использовании кадров, а также при определении степени их ответственности.

Профессиональный стандарт также является основой для определения профессионального уровня и совершенствования профессиональных компетенций работников и их сертификации.

Требования профессионального стандарта используются при составлении образовательных стандартов и программ и учебно-методических материалов, а также при выборе форм и методов обучения в системе  профессионального образования и внутрифирменного обучения персонала.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что профессиональные стандарты позволяют контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать стандарты качества для определенной области деятельности, и использование профессиональных стандартов несет в себе очевидные преимущества для работников, работодателей, образовательных учреждений и органов управления образованием.

 

Практический опыт разработки профстандартов

 

Первым опытом Центра в области разработки профессиональных стандартов явился совместный проект с Федерацией Рестораторов и Отельеров «Разработка отраслевой рамки квалификаций в индустрии питания», в результате которого была создана методика формирования профессиональных стандартов, в основе которой лежит анализ профессиональной деятельности, что является принципиально новым подходом для нашей страны, поскольку предпринятые ранее попытки создания профессиональных стандартов основывались на анализе должностных обязанностей в рамках существующих классификаторов рынка труда. Предложенная же Центром методика позволила уточнить номенклатуру трудовых функций и наименования возможных профессий и должностей с учетом современного состояния дел в отрасли.  

Таким образом, использование профессиональных стандартов, разработанных по предложенной Центром методике, позволяет:

  • выстроить непрерывное профессиональное образование и обучение работников;

  • обеспечить единый уровень качества труда в отрасли, независимо от места нахождения и типа предприятия;

  • проводить независимую оценку компетенций работников при приеме на работу и в целях их дальнейшего карьерного роста;

  • сформировать принципиально новый классификатор профессий/специальностей для отрасли.

Разработанные профессиональные стандарты послужили платформой для формирования открытой и гибкой отраслевой рамки квалификаций, где каждый уровень квалификации описан четким набором требований к знаниям, умениям и компетенциям работников при выполнении конкретных трудовых функций. Выявление и описание функций и требований к качеству их выполнения был проведен путем опроса большого массива респондентов – работников индустрии питания различных уровней.

Кроме того, в ходе проекта был разработан механизм перевода профессиональных стандартов в модульные программы, основанные на компетенциях, для системы профессионального образования. К участию в проекте были привлечены учебные заведения среднего профессионального образования, в которых с успехом были апробированы пилотные модули обучения.

Разработанные стандарты для индустрии питания утверждены РСПП 1 ноября 2007 г. (первый блок профессиональных стандартов, которые внесены в Национальный реестр профессиональных стандартов - Свидетельство № 1 от 1 ноября 2007 г.) и в июне 2008 г. (второй блок профессиональных стандартов).

В настоящее время Центр оказывает методическую помощь ряду крупных  компаний, инициировавших разработку собственных  профессиональных стандартов, а также по просьбе ЕTF, осуществляет консультирование стран СНГ по вопросам разработки профессиональных стандартов и национальных систем квалификаций.

 

Материалы и публикации:

В рамках проекта Центром было подготовлено и издано методическое пособие, в котором обобщен опыт реализации проекта, приводятся рекомендации по разработке профессиональных стандартов и программ профессионального образования, основанных на компетенциях:

Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: Методическое пособие / М.В.Привезенцев, О.Н.Олейникова, А.А.Муравьева и др. М.: Альфа-М, 2007. – 160 с.

По вопросам приобретения обращайтесь в Центр.

   

 

Профессиональные стандарты индустрии питания. Новый переработанный справочник содержит профессиональные стандарты индустрии питания второго поколения. Все документы были разработаны с участием ведущих экспертов ресторанного рынка.

По вопросам приобретения обращайтесь в "Ресторанные ведомости"

 

Так же можно ознакомиться с рядом статей, опубликованных в профильных изданиях:

Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты – основной критерий повышения качества профессионального образования // Образование в документах. 2007. №21. С. 67-74. Текст статьи (pdf) >>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тел.           +7 495 972 35 90
Тел/Факс
 +7 495 915 72 54
E-mail        observatory@cvets.ru

Новости | Об организации | Деятельность | Проекты | Мероприятия | Материалы и публикации | Услуги | ETF | EfVET | IVETA | UNECO-UNEVOC | TEMPUS | Партнеры | Полезные ссылки

Центр изучения проблем профессионального образования
© 2008